О признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации

Резолютивная часть решения Останкинского районного суда города Москвы:

Исковые требования П. и З. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за П. и З. право общей долевой собственности по 1/2 доли каждому в порядке приватизации на квартиру № …, общей площадью – …. кв.м., расположенную по адресу: г. Москва, пр-т…., дом …., корпус….

Решение является основанием для регистрации за П. и З. права общей долевой собственности по 1/2 доли каждому на указанное выше жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Останкинский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Краткое изложение решения Останкинского районного суда г. Москвы

… марта 2016 года Останкинским районным судом г. Москвы судьей Новиковой О.А., с участием представителя истцов –адвоката Павловой Натальи Владимировны, было рассмотрено гражданское дело № ….. по иску П., З. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истцов – адвокат Павлова Н.В. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ДГИ г. Москвы….. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен.
Выслушав представителя истцов, проверив и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что отдельная …. квартира № …., общей площадью – …. кв.м., расположена по адресу: г. Москва, ….

Истец П. в период с ….81 г. по ….91 г. (всего: 10 лет) работал дворником в Управлении № …. ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов.

….86 г. – на основании решения исполкома ….. райсовета народных депутатов № …. истцу П. был выдан служебный ордер № ….. серии …. от ….86 г. на отдельную…. квартиру № …., общей площадью – …. кв.м., жилой площадью – ….. кв.м., расположенную в доме …. по пр-ту …. в г. Москве.

С ….86 г. – истец П., а с ….. г. – истица З. зарегистрированы в отдельной …. квартире № …., расположенной по адресу: г. Москва пр-т …., д…. , что подтверждается Единым жилищным документом (справкой о заявителе) б/н выданным по месту жительства истцов по состоянию на ….15 г.

Истцы П. и З. с указанного выше периода вселились в спорное жилое помещение на законных основаниях, постоянно проживают в нем, периодически осуществляют косметический и капитальный ремонт. С 1986 года на основного квартиросъемщика истца П. был открыт финансовый лицевой счет и с данного периода по настоящее время истцы несут расходы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Департаменту городского имущества города Москвы

Сведений об оспаривании ответчиком законности регистрации и проживания истцов П. и З. на спорной жилой площади в материалах дела не имеется.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 г. (по гражданским делам) (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2005 г.), сказано: «Если к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации у лица при наличии оснований, указанных в статье 108 ЖК РСФСР, возникло право на льготы (общий трудовой стаж П. в Управлении №…. ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов, составляет 10 лет), предусмотренные данной нормой, то к спорным правоотношениям можно применять положения статьи 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, истцы П. и З. приобрели право на льготы и не могут быть выселены в т.ч. по указанным выше основаниям без предоставления другого жилого помещения.

Истцы П. и З. ранее в приватизации жилых помещений не участвовали, что подтверждается справками, выданными ДГИ г. Москвы о их неучастии в приватизации и уведомлениями Управления Росреестра по Москве об отсутствии в ЕГРП сведений о правах истцов на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно статьи 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, предоставленные после 01.03.05 года.

Руководствуясь пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями от 23.05.92 г., 27.01.93 г. и 21.07.93 г.) объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), в том числе объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

В силу статьи 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе право на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, выданной МИФНС № 46 по г. Москве, Управление № …. по эксплуатации высотных административных и жилых домов является государственным унитарным предприятием города Москвы.

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 04.07.91 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» «передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти …. государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве № ….. от …….15 г., отдельная ….. кв. № …. в д. …. корп….. по пр-ту ….. в г. Москве, с кадастровым (условным) № ….., находится в собственности города Москвы, с государственным номером регистрации права № …… от ….08 г.

Как следует из правовой позиции, высказанной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики за 1 квартал 2006 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.06 г. и 14.06.06 г., факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Суд приходит к выводу, что спорная квартира утратила статус служебной и передана в муниципальную собственность.

Руководствуясь Положением «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» к Постановлению Правительства Москвы от 26.04.11 г. № 158-ПП к Постановлению Правительства Москвы от 05.08.08 г. № 711-ПП, с гражданами, проживающими в жилых помещениях находящихся в собственности города Москвы ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях) предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма.

В силу данного Положения истцы П. и З. имеют право на заключение договора социального найма жилого помещения, т.к. П. отработал в организации, предоставившей жилое помещение 10 лет.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 20.05.02 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.